инсультЯ, как травник, специализируюсь на лечении последствий инсульта. В России ежегодно происходит около 300 тысяч инсультов. 10% людей, перенесших инсульт, умирает в течение нескольких часов после инсульта. Но спасти таких людей можно, а для этого нужна немедленная помощь врачей. Однако для того, чтобы вызвать «скорую», необходимо уметь распознать инсульт. Есть очень простые методы, помогающие понять, что это именно инсульт. Если бы все люди были с ними знакомы, ежегодно спасались бы тысячи жизней.

Вот методы распознания инсульта. Если ваш близкий человек или прохожий на улице внезапно ослабел, упал или ведет себя как-то странно, сделайте 3 простых вещи.

1. Попросите пострадавшего заговорить. Пускай он связно выговорит простое предложение, например: «За окном светит солнце».

2. Попросите улыбнуться.

3. Попросите поднять обе руки.

Запомните сокращение ЗУП: Заговорить, Улыбнуться, Поднять руки. Если вы отметили у пострадавшего проблемы с выполнением какого-то из этих заданий, немедленно звоните в «скорую». Не говорите врачам, что у человека инсульт (диагноз они установят сами), просто опишите симптомы.

Пока не приехала «скорая», больного необходимо уложить на кровать и расстегнуть одежду, затрудняющую дыхание. Создайте достаточный приток свежего воздуха. Не позволяйте больному пить и есть. Ему нужен покой. «Скорая» заберет больного в больницу, поэтому подготовьте тапочки, зубную щетку, сменные вещи и документы.

Практически у всех послеинсультных больных возникают проблемы с памятью. Таким людям я даю травы, восстанавливающие нормальное мозговое кровообращение и нервную проводимость. Но однажды мне посчастливилось встретиться со стариком, который хоть и перенес инсульт, но в моей помощи не нуждался. Он сохранил трезвый ум и здоровую память. Разумеется, я поинтересовался, как ему это удалось. Вот что он мне рассказал:

«Инсульт меня подкосил с той же силой, что и всех. Я был почти растением — без памяти и мышления. Меня лечили травами, активизирующими мозговое кровообращение. Но это не главное. Самое важное — занятия по специальным методикам. Занимался со мной сын, профессиональный психолог.

Во-первых, он играл со мной в детскую игру «Сорока-воровка» и другие подобные игры, где есть стишок и загибание пальцев. Сын потом объяснил, что эти игры оказывают комплексное воздействие. Я вместе с сыном заучивал стишок наизусть (это упражнение для памяти). Я старался правильно, в соответствии с произносимыми словами повторять все жесты (это тренирует внимание). А все манипуляции, которые сын производил с моими пальцами (поочередное их сгибание, легкое поглаживание и растирание), оказывали сильное стимулирующее воздействие на восстановление речи. Сын сказал, что на пальцах рук располагаются точки, непосредственно связанные с речевыми центрами головного мозга.

Во-вторых, сын играл со мной «в слова». Мне особо нравилась игра «грузить пароход». Правила просты: я и мой сын поочередно «нагружали пароход» всеми пришедшими на ум предметами, название которых начинается с буквы «А» («Т», «Э»…). Выигрывал тот, кто «нагрузит свой пароход» большим количеством предметов. Также играли «в города». Выстраивали цепочку вроде «Москва — Азов — Воронеж — Женева». Сочиняли с сыном коротенькие стишки: строчку придумывал он, строчку я.

Вместе с играми сын старался активизировать и мою память. Он просил меня вспомнить и рассказать о детстве, юности, событиях жизни. Заставлял в деталях описывать события вчерашнего дня. Кроме того, сын давал мне читать несложные тексты, написанные крупными буквами (детские сказки, например). После прочтения сын задавал мне вопросы по содержанию текста, а потом просил пересказать.

Когда память стала понемногу восстанавливаться, сын потребовал, чтобы я ежедневно выполнял такое упражнение. Надо взглянуть в окно и запомнить пейзаж. Потом нужно отвернуться, закрыть глаза и максимально точно воспроизвести этот пейзаж в памяти, постараться увидеть каждую деталь. Когда пейзаж за окном мне надоел, мы стали делать то же самое с витриной магазина, с видом на незнакомую улицу. Я несколько минут смотрел на наш городской пейзаж, потом отворачивался, а сын задавал мне вопросы. Что находится перед пятиэтажкой с белой крышей? Какие номера у машины, стоящей напротив? Какая грамматическая ошибка есть на рекламном щите напротив магазина? Бывало, что мы бродили по людному парку, а потом сын заставлял меня вспомнить все, что я видел, причем он требовал, чтобы я учился не только видеть все это в памяти, но и мог вспомнить запахи, звуки, телесные ощущения.

Еще сын меня просил ежедневно выполнять одно упражнение. Мне оно казалось самым сложным, поэтому делать его не хотелось, но из чувства благодарности к сыну я и его выполнял добросовестно. Суть упражнения в том, что надо постараться вспомнить, что именно ты делал год (два, три, десять лет) назад в этот же день. На первых порах я вспоминал разве что некоторые вещи из того, что я вообще делал в прошлом году. Но я не отступал. Однажды память сдалась, и теперь я могу без труда вспомнить любой день своей жизни. Я могу вспомнить все те знания, которые получил в школе и техникуме, могу вспомнить все места, в которых бывал, всех людей, которых знал. Теперь моя память лучше, чем была когда-то!» — на этом старик свой рассказ закончил. Я попросил разрешения вставить эту методику в свои рекомендации для восстановления послеинсультных больных. Старик согласие дал. А я его рассказ немного отредактировал, чтобы удобнее было воспринимать. Кстати, старик сообщил мне еще вот что. По словам его сына, профессионального психолога, инсульт возникает как следствие внутренней напряженности. Психологическая причина инсульта — взваливание человеком на себя непосильного груза ответственности, а также очень большое желание быть полезным и нужным окружающим.

Если возникнут вопросы или просьбы, пишите.

Александр Владимирович Головков, травовед,

352909, Краснодарский край, г. Армавир, а/я 900