темпераментыОсобенности эмоциональной сферы человека теснейшим образом связаны с физиологическими характеристиками процессов возбуждения и торможения, протекающих в головном мозге.  При изучении условно рефлекторной деятельности животных И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы.  Эти типы отличаются друг от друга на основании силы или слабости нервных процессов, их уравновешенности или неуравновешенности (т.е.  преобладания одного из них над другим), подвижности или инертности.  Классификация типов нервной системы, разработанная И. П. Павловым в результате исследования деятельности головного мозга животных, в основном совпала с характеристикой темпераментов людей, данной две тысячи лет назад «отцом медицины» Гиппократом.  Последний, как известно, описал сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика.

По  И. П. Павлову, сангвиники — это люди с сильными, уравновешенными и подвижными нервными процессами; холерики также обладают сильными, подвижными, но неуравновешенными нервными процессами с преобладанием возбуждения над торможением; флегматики характеризуются сильными, инертными нервными процессами с преобладанием торможения и, наконец, меланхолики — люди со слабыми процессами возбуждения и торможения.

Знаменитый датский художник Бидструп весьма остроумно изобразил гиппократовские темпераменты: он показал реакции людей различных темпераментов на одну и ту же жизненную ситуацию.

Современные нейропсихологи различают большее число темпераментов, но для практических целей достаточно учитывать особенности тех, которые в свое время описал Гиппократ и в недавнем прошлом исследовал И.  П.  Павлов.

Сангвиники, обладающие сильными, уравновешенными и подвижными нервными процессами, способны активно и длительно работать, быстро переключаться с одного эмоционального состояния на другое, легко переходить от отдыха к работе и наоборот.  Они умеют найти выход из трудных положений, способны ставить перед собой и решать сложные задачи.

Холерик отличается сильным процессом возбуждения и несколько менее сильным процессом торможения; они у него подвижны, и поэтому холерик может быстро и легко переключаться с одного вида деятельности на другой, после отдыха быстро включаться в работу.  Однако после работы, как и после конфликта, холерик не в состоянии сразу успокоиться.  Он легко возбуждается, так как сильный процесс возбуждения у него недостаточно уравновешен торможением.  Поэтому родители ребенка холерического темперамента должны строить воспитание так, чтобы укрепить у него процесс торможения.  Если же это в свое время было упущено, надо с помощью самовоспитания вырабатывать у себя умение сдерживать свои реакции на окружающее.

Холерик, если он невоспитан, труден в общении.  Как человек с сильной нервной системой он может оказаться в роли лидера.  Холерик-руководитель работает энергично, руководимый им коллектив добивается высоких показателей, но его подчиненным подчас тяжело идти на работу — начальник часто взрывается по пустякам, дергает работников, не всегда соблюдает простейшие правила вежливости и т. д.  Невоспитанный холерик может стать сущим наказанием в семье: он будет груб с детьми и женой, родителями; он создает вокруг себя суматоху, шум, обстановку нервозности, подавляет инициативу других членов семьи.

Флегматик — человек с сильными, но малоподвижными нервными процессами.  Поэтому он медленно входит в начатое дело, но обязательно доводит его до конца.  Оказавшись в роли начальника, он будет руководить спокойно и планомерно.  Но без соответствующего воспитания флегматика будет многое раздражать: например, быстрота, с какой его коллеги принимают решения, требования вышестоящими организациями срочных перестроек, пересмотров, отчетов и т.п.  Для него могут оказаться непосильными темпы, которых требуют обстоятельства.

В домашней обстановке флегматика может огорчить самое безобидное предложение жены, требующее быстрой перемены планов: например, сразу после прихода с работы пойти в кино или в театр.  В этих случаях, зная особенности темперамента мужа, жене следовало бы заранее предупредить его о своих планах.  Если флегматик после работы собрался читать газету, то его будут раздражать возня детей, их просьбы поиграть или погулять с ними.

Ребенку-флегматику трудны режим детского сада и многие требования родителей, не имеющих, к несчастью для него, представления о темпераменте своего ребенка.  Например, в детском саду, когда все дети уже закончили рисование, ребенок-флегматик только-только еще входит во вкус этого занятия, а тут воспитательница торопит его на прогулку.  Другие дети уже оделись, а он только кончает рисунок и нервничает из-за своего опоздания.  Дома мать постоянно бранит его за медлительность, а отец отпускает остроты на его счет — ребенок снова переживает…  Родителям обязательно надо знать особенности темперамента детей, и если ребенок окажется флегматиком, ни в коем случае не дергать его, а тактично помогать ему вырабатывать более ускоренные реакции.

Флегматику трудно общаться с сангвиником.  Но если они оба будут знать, что в их поведении сказываются особенности врожденного темперамента, они лучше приспособятся к обществу друг друга.  Сангвинику проще общаться с холериком, флегматику же и холерику ужиться друг с другом очень трудно.  Однако практика показывает, что знание особенностей темпераментов близких людей помогает наладить отношения даже тогда, когда несоответствие темпераментов создает, казалось бы, достаточные основания, чтобы говорить о психологической несовместимости.

Меланхолики имеют слабые нервные процессы.  Они теряются в сложных ситуациях и не всегда могут найти выход из трудного положения, крайне неохотно принимают ответственные решения, быстро устают от физической и умственной нагрузки, нуждаются в более длительном отдыхе после дневных трудов.  Люди со слабой нервной системой тяжелее переносят различные неприятности и заболевания.  Даже при легкой травме они могут потерять сознание.  Период выздоровления у них, как правило, продолжается дольше, чем у людей с сильной нервной системой.  Им трудно адаптироваться к изменениям климата, к новой обстановке.  Естественно, что для человека со слабыми нервными процессами нужны более упорядоченные условия жизни.

Ребенок со слабой нервной системой легко утомляется, нуждается в более продолжительном сне, он теряется в более или менее сложной обстановке.  Любая перегрузка приводит к угнетению его высшей нервной деятельности.  В результате он быстрее других детей устает, чаще плачет, ему трудно учиться.  Поэтому таких детей нельзя нагружать наравне с детьми, обладающими сильной нервной системой. Учить их дополнительно иностранным языкам, фигурному катанию, поднимать рано утром для занятий в бассейне; в школе им не следует давать ответственных поручений — выбирать редактором стенной газеты, председателем совета отряда и т.  п.  Детям со слабой нервной системой достаточно одной школьной учебной нагрузки.  Им необходимо время для регулярного дополнительного отдыха на воздухе и занятий оздоровительной физкультурой.  Когда в результате правильного режима занятий и отдыха нервная система окрепнет, у детей появится уверенность в своих силах.  Вот тогда можно расширить круг их обязанностей в школе и дома.

Итак, темперамент человека зависит от особенностей основных нервных процессов — их силы, уравновешенности и подвижности.  И хотя темперамент в большой степени обусловлен наследственностью, немалую роль в его становлении играют условия жизни и воспитание.  Именно эти факторы и в первую очередь система взглядов (мировоззрение семьи и общества) формируют личность.  Здесь очень важно подчеркнуть: в становлении характера человека на разных этапах его жизни имеет значение самовоспитание.  Сплав наследственных и приобретенных качеств психики и создает бесконечно разнообразную гамму человеческих характеров.