стрессовые состояния

Эмоциями (от латинского слова emovere — возбуждать, волновать), или чувствами, называют психические состояния, выражающие субъективное отношение людей к происходящему, т.е.  все виды переживаний: от глубоко травмирующих страданий до высших форм радости.

Психологи разделяют эмоции на низшие и высшие.  К первым относятся переживания, связанные с элементарными биологическими потребностями (голод, жажда, половое влечение и т.  п. ), К высшим (интеллектуальным) эмоциям относятся переживания, возникающие в процессе познания объективной действительности: удивление, чувство догадки, уверенность, сомнение.

Роль эмоций в жизни человека очень велика.  Эмоции удовольствия и неудовольствия возникают, как считают некоторые ученые, уже на определенной стадии эмбрионального развития человеческого плода.  Показано, например, что плод человека, преждевременно изъятый из матки по медицинским показаниям и помещенный в благоприятные условия, совершает мимические движения, напоминающие эмоциональные реакции: улыбку, отвращение, плач и т.п.  Поэтому можно сказать, что эмоциональная жизнь человека начинается еще в утробе матери.

Формирование эмоций происходит в глубоких отделах головного мозга.  Непосредственное отношение к организации эмоциональных реакций и их внешних проявлений имеют гипоталамус и лимбический мозг.  Наглядное доказательство того, что эмоции первично формируются в этих мозговых структурах, получено в опытах на животных с так называемым самораздражением.  Их сущность заключается в следующем.  Здоровым взрослым животным (чаще всего крысам) в определенные области подкорковых структур вводились тонкие проволочки, служащие электродами.  Эти электроды посредством проводов, не мешающих движениям животных, присоединялись к их конечностям.  Нажим такой конечностью на контактную педаль включал электроток, который через электроды раздражал исследуемую область мозга.  Подготовленные таким образом животные все время стремились к педали и нажимали на нее до 180 раз в минуту.  Эти опыты показали, что электроды находились в «центре удовольствия», расположенном в определенной области лимбического мозга.  Подобными же опытами было установлено, что положительные и отрицательные эмоции могут быть вызваны прямым раздражением различных отделов гипоталамуса.

В формировании эмоций принимает участие и зрительный бугор — таламус.  Нервные импульсы, идущие от органов чувств в таламус, расходятся от него в две стороны: часть импульсов сразу поступает в кору головного мозга, и благодаря им формируется соответствующее восприятие (зрительный, слуховой образы и т.  п. ).   Другая часть импульсов через гиппокамп направляется в гипоталамус и, получив «эмоциональную окраску», снова через таламус достигает коры больших полушарий.

К возникновению эмоциональных реакций имеют отношение и отдельные элементы ретикулярной формации.  Главный же контроль и регуляция эмоционального поведения осуществляются корой больших полушарий, в основном ее лобными долями.  Последние оказывают на гипоталамус и лимбическую систему тормозящее влияние.  Ослабление контроля лобных долей и «освобождение» подкорковых образований из-под их влияния могут быть одной из основных причин повышенной эмоциональной возбудимости.  Другие области коры головного мозга, например зрительная и слуховая, не тормозят, а, наоборот, возбуждают деятельность гипоталамуса.  Так, зрительные и слуховые впечатления способны усилить чувство радости или печали.

Но и сам гипоталамус воздействует на высшие отделы мозга.  Электроэнцефалографические исследования здоровых людей показали, что импульсы, исходящие из гипоталамуса и имеющие эмоциональную природу, оказывают влияние на работу коры больших полушарий головного мозга, в частности на психические функции (мыслительные процессы) и на работоспособность организма в целом.  Установлено, что умственная и физическая работоспособность в условиях эмоционального напряжения может заметно повышаться.  Особенно наглядно это проявляется в условиях соревнования, что неоднократно было подтверждено наблюдениями над спортсменами.

Таким образом, эмоции активируют физиологические и психические процессы, стимулируют внимание и мышление.  И.П. Павлов считал, что эмоции являются источником силы для корковых клеток и, следовательно, имеют определенный биологический и социальный смысл.

В процессе эволюции эмоциональные состояния сыграли положительную роль, так как они создали условия для лучшего приспособления организма к внешней среде.  Практически весь жизненный опыт животных и человека, начиная с первых дней жизни, помогает им избегать вредных воздействий не на основе оценки объективных свойств вредящего агента (например, свойств стальной иглы, ножа, электротока), а на основе эмоционального ощущения боли.

Становление эмоций связывается с возникновением потребностей (в пище, питье и т. п. ).  Переживание отрицательных эмоций: голода, жажды, страха и др. — формирует мотивы определенных поступков: поиска пищи, воды, избегания неприятных раздражителей.  Все это способствует наиболее быстрому и наилучшему удовлетворению потребностей, что сопровождается положительными эмоциями.  Многократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительными эмоциями, развивает и закрепляет определенные поведенческие акты.

В становлении личности человека большое значение имеет воспитание чувств, т.е.  целенаправленное формирование социально положительных систем эмоциональных отношений, начиная с первых лет жизни.

Однако потребность — отнюдь не единственное условие возникновения эмоций.  Существенное значение имеет также степень информированности.  В случае полной информированности эмоции, как правило, отсутствуют.  Например, если при появлении потребности в пище известно, где ее взять, никаких эмоций не возникает.  Если же голодный человек не знает, где и каким путем может получить еду, то рождаются тревога, беспокойство, неприятные переживания.  Следовательно, отрицательные эмоции имеют место при дефиците информации и достигают максимума в случае ее полного отсутствия.

Опытами на животных показано, что эмоции возникают и реализуются в поведении и после удаления больших полушарий головного мозга.  И в этих случаях эмоциональное возбуждение возникает в гипоталамусе и распространяется на весь организм, все его системы и периферические органы.  Главным компонентом эмоциональных реакций являются изменения функций сердечно-сосудистой системы.  Эти изменения связаны с биологическим значением эмоций.  При положительных эмоциях преобладает активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.  Нередко наблюдаемые при этом симпатические влияния: усиление сердцебиений и некоторое повышение артериального давления крови — весьма кратковременны и не очень интенсивны.  Активные отрицательные эмоции (негодование, гнев, возмущение) повышают возбудимость обоих отделов вегетативной нервной системы, поэтому одновременно усиливается деятельность системы кровообращения и органов пищеварения (см.  рис. ).  Отрицательные эмоции пассивного характера (страх, тревога) обычно вызывают возбуждение симпатического и торможение парасимпатического отделов вегетативной системы, в связи с чем на фоне повышенной работы сердца и высокого давления крови наблюдается более или менее резкое снижение всех функций желудочно-кишечного тракта.

Интересно, что эта эмоциональная реакция в некоторых странах с давних времен использовалась в качестве теста при выявлении преступника.  Так, например, в Индии применялось «испытание рисом»: подозреваемым в преступлении давали «священный рис».  Пожевав его, испытуемые должны были выплюнуть содержимое рта на лист пальмы.  У преступника рис оказывался сухим, поскольку страх быть уличенным тормозил слюноотделение.

Ощущение тяжести в желудке, часто испытываемое нервными людьми, может быть обусловлено застоем содержимого желудка, вызванным отрицательными эмоциями.  Физиолог Кеннон наблюдал пациентку с расстройством пищеварения, которое проявлялось после каких-либо неприятностей и отсутствовало при ее спокойном состоянии.  Он высказал предположение, что большинство нарушений пищеварения носит функциональный характер и обусловлено эмоциональными влияниями.