Отношение людей к происходящему. Эмоции и стрессовые состояния
Эмоциями (от латинского слова emovere — возбуждать, волновать), или чувствами, называют психические состояния, выражающие субъективное отношение людей к происходящему, т.е. все виды переживаний: от глубоко травмирующих страданий до высших форм радости.
Психологи разделяют эмоции на низшие и высшие. К первым относятся переживания, связанные с элементарными биологическими потребностями (голод, жажда, половое влечение и т. п. ), К высшим (интеллектуальным) эмоциям относятся переживания, возникающие в процессе познания объективной действительности: удивление, чувство догадки, уверенность, сомнение.
Роль эмоций в жизни человека очень велика. Эмоции удовольствия и неудовольствия возникают, как считают некоторые ученые, уже на определенной стадии эмбрионального развития человеческого плода. Показано, например, что плод человека, преждевременно изъятый из матки по медицинским показаниям и помещенный в благоприятные условия, совершает мимические движения, напоминающие эмоциональные реакции: улыбку, отвращение, плач и т.п. Поэтому можно сказать, что эмоциональная жизнь человека начинается еще в утробе матери.
Формирование эмоций происходит в глубоких отделах головного мозга. Непосредственное отношение к организации эмоциональных реакций и их внешних проявлений имеют гипоталамус и лимбический мозг. Наглядное доказательство того, что эмоции первично формируются в этих мозговых структурах, получено в опытах на животных с так называемым самораздражением. Их сущность заключается в следующем. Здоровым взрослым животным (чаще всего крысам) в определенные области подкорковых структур вводились тонкие проволочки, служащие электродами. Эти электроды посредством проводов, не мешающих движениям животных, присоединялись к их конечностям. Нажим такой конечностью на контактную педаль включал электроток, который через электроды раздражал исследуемую область мозга. Подготовленные таким образом животные все время стремились к педали и нажимали на нее до 180 раз в минуту. Эти опыты показали, что электроды находились в «центре удовольствия», расположенном в определенной области лимбического мозга. Подобными же опытами было установлено, что положительные и отрицательные эмоции могут быть вызваны прямым раздражением различных отделов гипоталамуса.
В формировании эмоций принимает участие и зрительный бугор — таламус. Нервные импульсы, идущие от органов чувств в таламус, расходятся от него в две стороны: часть импульсов сразу поступает в кору головного мозга, и благодаря им формируется соответствующее восприятие (зрительный, слуховой образы и т. п. ). Другая часть импульсов через гиппокамп направляется в гипоталамус и, получив «эмоциональную окраску», снова через таламус достигает коры больших полушарий.
К возникновению эмоциональных реакций имеют отношение и отдельные элементы ретикулярной формации. Главный же контроль и регуляция эмоционального поведения осуществляются корой больших полушарий, в основном ее лобными долями. Последние оказывают на гипоталамус и лимбическую систему тормозящее влияние. Ослабление контроля лобных долей и «освобождение» подкорковых образований из-под их влияния могут быть одной из основных причин повышенной эмоциональной возбудимости. Другие области коры головного мозга, например зрительная и слуховая, не тормозят, а, наоборот, возбуждают деятельность гипоталамуса. Так, зрительные и слуховые впечатления способны усилить чувство радости или печали.
Но и сам гипоталамус воздействует на высшие отделы мозга. Электроэнцефалографические исследования здоровых людей показали, что импульсы, исходящие из гипоталамуса и имеющие эмоциональную природу, оказывают влияние на работу коры больших полушарий головного мозга, в частности на психические функции (мыслительные процессы) и на работоспособность организма в целом. Установлено, что умственная и физическая работоспособность в условиях эмоционального напряжения может заметно повышаться. Особенно наглядно это проявляется в условиях соревнования, что неоднократно было подтверждено наблюдениями над спортсменами.
Таким образом, эмоции активируют физиологические и психические процессы, стимулируют внимание и мышление. И.П. Павлов считал, что эмоции являются источником силы для корковых клеток и, следовательно, имеют определенный биологический и социальный смысл.
В процессе эволюции эмоциональные состояния сыграли положительную роль, так как они создали условия для лучшего приспособления организма к внешней среде. Практически весь жизненный опыт животных и человека, начиная с первых дней жизни, помогает им избегать вредных воздействий не на основе оценки объективных свойств вредящего агента (например, свойств стальной иглы, ножа, электротока), а на основе эмоционального ощущения боли.
Становление эмоций связывается с возникновением потребностей (в пище, питье и т. п. ). Переживание отрицательных эмоций: голода, жажды, страха и др. — формирует мотивы определенных поступков: поиска пищи, воды, избегания неприятных раздражителей. Все это способствует наиболее быстрому и наилучшему удовлетворению потребностей, что сопровождается положительными эмоциями. Многократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительными эмоциями, развивает и закрепляет определенные поведенческие акты.
В становлении личности человека большое значение имеет воспитание чувств, т.е. целенаправленное формирование социально положительных систем эмоциональных отношений, начиная с первых лет жизни.
Однако потребность — отнюдь не единственное условие возникновения эмоций. Существенное значение имеет также степень информированности. В случае полной информированности эмоции, как правило, отсутствуют. Например, если при появлении потребности в пище известно, где ее взять, никаких эмоций не возникает. Если же голодный человек не знает, где и каким путем может получить еду, то рождаются тревога, беспокойство, неприятные переживания. Следовательно, отрицательные эмоции имеют место при дефиците информации и достигают максимума в случае ее полного отсутствия.
Опытами на животных показано, что эмоции возникают и реализуются в поведении и после удаления больших полушарий головного мозга. И в этих случаях эмоциональное возбуждение возникает в гипоталамусе и распространяется на весь организм, все его системы и периферические органы. Главным компонентом эмоциональных реакций являются изменения функций сердечно-сосудистой системы. Эти изменения связаны с биологическим значением эмоций. При положительных эмоциях преобладает активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Нередко наблюдаемые при этом симпатические влияния: усиление сердцебиений и некоторое повышение артериального давления крови — весьма кратковременны и не очень интенсивны. Активные отрицательные эмоции (негодование, гнев, возмущение) повышают возбудимость обоих отделов вегетативной нервной системы, поэтому одновременно усиливается деятельность системы кровообращения и органов пищеварения (см. рис. ). Отрицательные эмоции пассивного характера (страх, тревога) обычно вызывают возбуждение симпатического и торможение парасимпатического отделов вегетативной системы, в связи с чем на фоне повышенной работы сердца и высокого давления крови наблюдается более или менее резкое снижение всех функций желудочно-кишечного тракта.
Интересно, что эта эмоциональная реакция в некоторых странах с давних времен использовалась в качестве теста при выявлении преступника. Так, например, в Индии применялось «испытание рисом»: подозреваемым в преступлении давали «священный рис». Пожевав его, испытуемые должны были выплюнуть содержимое рта на лист пальмы. У преступника рис оказывался сухим, поскольку страх быть уличенным тормозил слюноотделение.
Ощущение тяжести в желудке, часто испытываемое нервными людьми, может быть обусловлено застоем содержимого желудка, вызванным отрицательными эмоциями. Физиолог Кеннон наблюдал пациентку с расстройством пищеварения, которое проявлялось после каких-либо неприятностей и отсутствовало при ее спокойном состоянии. Он высказал предположение, что большинство нарушений пищеварения носит функциональный характер и обусловлено эмоциональными влияниями.