Капоэйра: танец, самозащита, игра
Сразу оговорюсь: необычный фитнес, о котором написана эта статья, подойдет не всем. Тем, кто хочет любоваться своим мышечным рельефом, лучше заглянуть в тренажерный зал или записаться на аэробику. Мечтающим научиться танцевать — познакомиться с сальсой или кар — диостриптизом. Желающим овладеть боевыми искусствами стоит заняться боксом. Капоэйра — это, по словам ее поклонников, игра. Или — фитнес для тех, кому все вышеперечисленное кажется скучным.
Несмотря на заманчивое определение, пятьсот лет назад капоэйра была единственным оружием африканских рабов в борьбе с колонизаторами. Маскируя боевое искусство под захватывающий ритуальный танец, пленные мечтали с его помощью однажды завоевать свободу.
После изнуряющего рабочего дня они становились в круг, в центр которого под национальную музыку выходили двое. То, что творилось потом, напоминало скорее акробатическое представление, чем завуалированное боевое искусство. «Игроки», предугадывая движения противника, отвечали на них своими: грациозно кружились, делая подсечки и сальто, ходили на руках, кувыркались в воздухе. И все это — не касаясь друг друга, но как будто составляя одно целое.
Прошло пять веков. Капоэйра перенеслась с бразильских улиц в залы фитнес — клубов, где приобрела невероятную популярность. И, несмотря на то, что удивить нас намного сложнее, чем того, кто когда — то первым выбивал на барабане ритм для полутанца — полуборьбы, тренировки по капоэйре не похожи ни на один вид фитнеса, которым прежде вам доводилось заниматься.
Восхищение — вот что я испытала, когда мои босые ноги коснулись паркета, на котором разминались люди в свободной спортивной одежде. Мужчины и женщины разных возрастов без труда делали «мостики», становились на шпагат, поднимали свои тела в воздух и тут же разворачивались в прыжке. Казалось, что либо для них не существует гравитации, либо их воспитывали цирковые гимнасты.
Пока я примеривалась, как объяснить тренеру, что самый оригинальный кульбит в своей жизни я сделала случайно — когда брат в детстве столкнул меня с мостика в речку, улыбчивый мужчина в белом кимоно появился у меня за спиной. «Вы не бойтесь, через пару месяцев сможете со мной выходить в круг на равных», — «успокоил» меня тренер, делая стойку на руках.
Позже я узнала, что его зовут Андрей. Но по имени в зале ни к кому не обращаются. У каждого есть своя «апелида» — имя, которое вы получаете, начиная заниматься капоэйрой. Как и песни, звучащие на тренировках, оно португальское.
Занятия состоят из трех этапов и начинаются с разминки. Растяжки, прыжки через скакалку, бег по кругу — все как на школьном уроке физкультуры. Наконец разгоряченное тело готово к нагрузкам.
Тренер показывает базовые приемы капоэйры — махи ногами, стойки, учит, как делать выпады и уходить от них. Мы — сначала неловко, потом все увереннее — повторяем.
Конечно, прыти мастера восточных единоборств или ловкости акробата в третьем поколении я в себе не открыла. Мои выпады были неуклюжими, а в прыжке я несколько раз чуть не подвернула лодыжку. Но уворачиваться я научилась на первом же занятии, а главное — во мне проснулся азарт.
Поэтому когда тренер попросил меня выйти в центр круга, я бодро прошлепала туда, где уже стоял он сам. Музыка ускорилась, и он воскликнул: «Начнем игру!»
Капоэйра — контактный фитнес, но людей связывают только взгляды — травмировать партнера нельзя. Ведь суть игры в том, чтобы как можно дольше чувствовать, в какую сторону движется другой игрок — и ненавязчиво уходить от его выпадов. А затем — меняться ролями.
Имитировать бой, танец, эмоции на полу и в воздухе. В действительности спонтанная, капоэйра похожа на тщательно отрепетированное представление. Причем даже тогда, когда один из игроков — мастер, а другой только вчера ступил на паркет.
Со стороны мне казалось, что уследить за тем, как синхронно взлетают ноги и руки тренера, сойдясь с ним, мне не удастся. Но когда мы начали двигаться, я уже через мгновение знала, куда нужно уклониться, когда подпрыгнуть, как взмахнуть рукой. «Рапоса», — воскликнул в круге кто — то из бывалых. По — португальски это значит «хитрая лиса».
Конечно, не прошло и пяти минут, как я сбилась — задумалась, усомнилась в своей интуиции. Мое место немедленно занял другой игрок. А я, стоило мне выйти из круга, уже хотела туда вернуться.
Капоэйра: движение навстречу себе
Заниматься капоэйрой реже, чем два раза в неделю, не имеет смысла. Но если вы однажды заглянете на тренировку, то будете приходить снова и снова — «игра» увлекательна и слишком похожа на жизнь за пределами зала, где нам нужно так же старательно учиться уходить от конфликтов и чувствовать партнера.
Капоэйра не только прекрасно развивает все группы мышц, поддерживает в тонусе сердечно — сосудистую систему и сжигает лишние килограммы. На занятиях можно исправить даже серьезное искривление позвоночника. А вот тем, у кого есть проблемы с суставами, прежде чем войти в роду («круг» по — португальски), нужно проконсультироваться с врачом.
Считаете, что акробатика — неженское хобби? Напрасно. Динамичная и музыкальная капоэйра популярна в первую очередь среди дам, которые, в отличие от многих мужчин, хорошо знают, как важно предугадывать поведение партнера и гибко на него реагировать. К тому же, чтобы ходить на руках, не обязательно провоцировать в организме всплеск адреналина. Достаточно научиться управлять своим телом, вовремя менять точку опоры и держать ритм.
Поклонницу капоэйры легко узнать: если в зале вы без ошибок выполняете прием «клюв попугая», то будете по — кошачьи грациозно двигаться и на дискотеке, и в толпе на улице.
Залог успеха в капоэйре прост — отношение к спорту как к творчеству. Здесь нет порядком надоевших планов, систем и методик. Никто не заставляет вас многократно повторять заученные движения и дышать на счет. Забудьте равнодушные разрумяненные лица из спортзала — вас окружают азартные игроки. Учтите, что первое правило капоэйры — уважать партнера. Второе — удивлять его ловкостью, смекалкой, энергичностью.
Говорят, что человек, познавший свое тело с помощью капоэйры, достигает «аше» — эйфории, в которой способен на то, о чем раньше и не подозревал. Впрочем, даже этот невероятный транс — не самое притягательное в «игре». Сильнее всего в круг манит ощущение того, что всеми взлетами и падениями управляем мы сами. Осталось только услышать музыку — и шагнуть вперед.
Автор: Татьяна.