волшебница

Двухлетний малыш подсовывает маме красочную книжку, шестилетка старательно складывает буквы в слова, пытаясь дочитать начатую папой сказку. Девочки дают куклам имена прекрасных принцесс, мальчишки представляют себя непобедимыми героями мультфильмов. Постепенно сказки становятся частью нашей жизни, и, повзрослев, мы неосознанно переносим в реальность сюжеты своих любимых историй. Они так глубоко вписываются в подсознание, что начинают влиять на наши представления и образ жизни. А правильно ли это – всегда играть одну  и ту же, однажды выбранную психологическую роль? Вам кажется, что это не про вас? Что ж, прочитайте – и удивитесь, узнав себя в одной из сказочных героинь.

Психологическая роль: «Я как Красная Шапочка»

Она — доверчивая и любознательная девушка с легким характером и верой в авторитет старших. Всегда готова откликнуться на просьбу о помощи, но иногда то, что она делает, не соответствует тому, о чем ее попросили. Тем не менее, стремление помогать другим граничит в ее характере с самоотверженностью. Красная Шапочка беззаботна, она всегда надеется на чудесное спасение, которое придет, откуда не ждали.

Серый волк — мужчина, которого так боится мама Красной Шапочки. Он — сильная, доминирующая личность, этакий брутальный тип. Способен управлять Красной Шапочкой и даже манипулировать ею. Подсознательно наша героиня готова к тому, что Серый волк ее обманет, но все равно подчиняется его указаниям.

Психологическая роль: «Мальвина»

Главная героиня сказки «Золотой ключик» — Мальвина, девочка с голубыми волосами (кстати, этот цвет в психологии подчеркивает доминанту интеллекта во внутреннем мире). Прежде всего она думает, потом -действует, и только затем проявляет эмоции. По натуре Мальвина серьезна, последовательна и терпелива. Отличница по натуре, свою жизнь она разложила по полочкам, тем самым превратив ее в рутину. Ей необходим «хулиган», живущий не по правилам, ведь только он сумеет раскрасить ее существование настоящими эмоциями и чувствами. Ни преданный Арте-мон, ни влюбленный Пьеро не подходят на эту роль — они скучны и предсказуемы. Выбор падает на «несносного» Буратино, абсолютно необучаемого, но такого озорного!

Буратино — взбалмошный и непредсказуемый, типичный «плохой» мальчишка. Он бросается навстречу новым приключениям, как в омут с головой, но при этом знает, что всегда может вернуться в стабильный и уютный мирок — домик Мальвины.

Психологическая роль: «Царевна-лягушка»

Василиса Премудрая — девушка умная, расчетливая, с огромным потенциалом, но вынужденная носить «лягушачью кожу». Возможно, она родом из бедной или неблагополучной семьи и в силу обстоятельств не имеет возможности показать, что на самом деле является Царевной. Иван-Царевич — ее шанс «выбраться в люди», реализовать свои возможности. Василиса Премудрая хорошо знает себе цену. Она готова применить все свои таланты, строя отношения с мужчиной, помогая ему. Но и от него бездействия не потерпит. В общем-то, неплохой сценарий для женщины, если бы не одно «но»: потребность искать себе в мужья кандидата непременно «царского рода»…

Иван-Царевич — мужчина, сумевший разглядеть в невзрачной лягушке Царевну. Единственная оплошность: он сжег лягушачью шкурку, которая олицетворяла прошлое Василисы. Но не всегда полезно сжигать мосты, да еще делать это за кого-то. Правильнее было бы оставить ей «путь к отступлению», создав некую иллюзию свободы: мол, если захочешь, ты можешь вернуться в свою прежнюю «лягушачью кожу», но я помогу тебе понять, что ты из нее уже выросла, и тогда мы вместе эту кожу сожжем.

Психологическая роль: «Аленький цветочек»

Героиня сказки — Настенька — это женщина, которая любит «из жалости». «Ах, бедняжка, он такой несчастный и одинокий! Без меня он совсем пропадет». И она решает посвятить свою жизнь тому, чтобы сделать из Чудовища Принца. На фоне этого сценария у женщины снижается критичность к отрицательным качествам партнера, причем не только внешним.

Он может быть грубияном, наглецом, невежей, относиться к ней без уважения. И, кстати, сам он, скорее всего, вовсе не считает, что до встречи с ней был несчастен… Когда же Настенька обнаруживает, что ее магия не действует, она может либо принять жертвенную позицию и остаться с Чудовищем, либо уйти и искать новый объект жалости и спасения. И так до бесконечности.

Психологическая роль: «Золушка»

Золушка — это сценарий безропотной, загнанной домохозяйки, «которой вдруг однажды повезет». Это Жертва, выполняющая нелюбимую работу и окруженная жестокими людьми. Она живет в ожидании спасителя, который однажды придет и изменит жизнь, подарит машину, красивое платье и положение… Впрочем, даже встретив Принца, Золушка часто бывает поражена, обнаружив, что свадьба принесла ей лишь новые обязанности. Придя к выводу, что это вовсе не Принц, она вновь начинает терпеливо ждать очередного спасителя.

Психологическая роль: «Герда из Снежной королевы»

Герда — женщина, которая героически берет на себя все заботы о мужчине. Впрочем, она испытывает почти материнские чувства ко всем, кто попадает в круг ее общения, особенно к беспомощным и бесполезным. Она готова преодолевать любые трудности ради сохранения отношений, не замечая, что работать при этом приходится ей одной. Фактически Герда — глава семьи, и часто она же является и основным добытчиком. Мужчина же становится при ней вечно опекаемым ребенком.

Кай — пассивный, но очень милый мальчик. Пользы от него немного. Да она и не требуется! Как говорится, «твоя помощь в том, чтобы не мешать». Поди-ка, займись чем-нибудь безобидным…

Да вот, хоть слово «вечность» из льдинок собери. Только аккуратнее, смотри, чтобы осколки в глаз не попали!

Сказка – ложь, да в ней намек…

Человек может искать одиночества, как Робинзон Крузо, убегать, как Гекльберри Финн, сражаться с ветряными мельницами, как Дон Кихот, быть Принцем или Принцессой… В жизни он играет множество ролей, и часто одна перетекает в другую. При этом он не замечает, что его истинное «Я» давно заблудилось в веренице выдуманных персонажей. Человек не видит и не ощущает себя настоящего, и поэтому проигрывает. Ведь в реальности лишь те сказки имеют счаст-. ливый конец, сценарии которых соответствуют реальным возможностям и истинным потребностям играющего, а это случается крайне редко…

Что же делать?

В первую очередь — осознать, что вы живете РОЛЬЮ, а не своей жизнью. А чтобы перестать отождествлять себя с определенным персонажем, попробуйте хотя бы на время сменить привычную роль на другую, желательно противоположную. Например, если вы привыкли быть Мальвиной — образцовой и правильной, попробуйте стать отчаянной и непослушной Пеппи-Длинный-Чулок. Если вы по жизни Золушка, побудьте какое-то время эгоистичной Барби. Расширив границы своего «Я», вы увидите, что жизнь стала намного ярче, а вы — счастливее!

Автор: Наталья Кулибова, психолог.