счастливая женщина

— Ты в чудеса веришь?

— Да как сказать…

— А они в тебя верят. Не подведи их…

Мой давний студенческий друг, ныне профессор, напрявляясь на конференцию в Польшу, проездом оказался в моем родном городе. Видимся мы редко, поэтому встретится очень хотелось. Созвонились, произошел такой диалог:

— Я в посольстве застрял как минимум часа на 2-3, здесь очередь огромная.

— Ну, знаешь ли, в жизни все может быть, так что даю тебе и твоей очереди 15 минут. У тебя есть с собой карамелька? Положи ее в рот, рассосешь… очередь.

Через 15 минут звонит телефон. Слышу изумленный голос друга:

— Я в шоке! Выполнил твою инструкцию. Вдруг стали происходить какие-то передвижения по кабинетам. В результате передо мной оказался в очереди один человек. Так что я уже зашел и вышел! Как ты это сделала?!

— Это не я сделала, а ты. Всего на минутку ты допустил, что возможно все, что угодно, отвлекся от текущей ситуации и своего представления о ее дальнейшем малоприятном развитии. Дал ей шанс измениться.

Кто-то скажет — совпадение. А я так не думаю. В моей «копилке» собралось огромное количество невероятных, просто волшебных историй, которые действительно происходили со мной и другими людьми.

счастливая семья

Каждый раз, когда ты плачешь, ты мог бы смеяться. Выбор за тобой.
Энди Уорхол

Только тот, кто предпринимает абсурдные попытки, сможет достичь невозможного.
Альберт Эйнштейн

Есть два способа прожить жизнь: или так, будто чудес не бывает, или так, будто вся жизнь — чудо.
Альберт Эйнштейн

Жизнь — игра

Помните незамысловатые детские игры, в которые можно было играть всей семьей? Например, «ходилки». Раскладываешь на столе изображенное на большом листе игровое поле, кидаешь игральные кости и продвигаешь фишку согласно выпавшему числу. Помню, будучи в семье самой младшей, я всегда сердилась и обижалась, едва начинала отставать от других игроков. В таких случаях мама говорила мне: «Ну зачем так огорчаться? Это всего лишь игра. Ты же не корову проигрываешь!» (Смешная фраза, наверное, поэтому и запомнилась.)

С годами, когда в игре под названием «Жизнь» выпадал пропуск хода или неожиданно отбрасывало далеко назад, я говорила себе: «Стоит ли огорчаться? Ты же не корову проигрываешь!».

Пока человек не достиг конечного пункта своей Игры, он всегда может сделать другой выбор и следующий ход. И если уж играть, то делать это нужно легко и весело. Мне повезло. Однажды на книжном рынке я нашла две книжечки из Курса начинающего волшебника — «Учебник везения» и «Технология успеха». Это было так необычно и так близко мне по духу, что я сразу поехала в Москву — познакомиться с авторами книг и попасть к ним на тренинг. С тех пор Симорон — моя любимая игра по жизни, которая не дает раскиснуть и загрустить.

счастливая женщина

Откуда взялся Симорон и «с чем его едят»?

Началось это в 1988 году, в Киеве, в Русском драматическом театре им.Леси Украинки, режиссером которого был Петр Терентьевич Бурлан.

Чтобы побороть страх перед сценой, мешающий молодым актерам раскрыться, обрести состояние творческого куража, уверенности в себе, Петр Терентьевич придумал целую систему упражнений. Эти техники помогали актерам войти в состояние творческого полета; состояние, в котором человек абсолютно свободен, ему все удается, где нет и намека на страхи и комплексы.

На эти занятия потянулись другие люди. Они легко и непринужденно расставались со своими проблемами, комплексами и начинали жить качественно новой жизнью.

«Симорон» — ничего не означающее, просто придуманное Петром Бурланом слово, которым он назвал свой игровой психологический тренинг, позволяющий раскрыть врожденную гениальность каждого человека. (Сегодня школа П. Бурлана носит название «Бурлан-до», чем и отличается от появившихся впоследствии аналогичных направлений.)

Шествие Симорона «по городам и весям» началось после выхода в свет книг, упомянутых выше и написанных учениками Бурлана,— В. Гуранговым и В. Долоховым. Система оказалась живой, саморазвивающейся. Новые техники и ритуалы всякий раз рождаются на тренингах под взрывы хохота. И, вопреки их кажущейся несерьезности и абсурдности, они непостижимым образом работают. А может быть, не вопреки, а благодаря?..

счастливая женщина

Весь мир — театр…

Главная идея заключается в том, что именно человек — автор «произведений», которые его окружают. Согласитесь: та ситуация, в которой каждый из нас сейчас находится, есть результат цепочки последовательно сделанных нами выборов. Если я принимаю, что Я — действительно Автор всего этого «безобразия», то могу позволить себе поменять сюжет и декорации своей жизни.

Шекспир сказал: «Весь мир — театр, а люди в нем — актеры». Вы когда-нибудь задумывались, откуда берется легкость, с которой актер на сцене «жонглирует» образами? Ответ на поверхности: это условность, игра. Что происходит с нами? Мы слишком серьезно относимся к своим убеждениям и ценностям, которые, может быть, вовсе даже не наши, а достались нам в наследство от семьи, культурных традиций нашей страны, суммы прочитанных книг и т.д., и т.п. Мы готовы биться за них насмерть и забываем, насколько все это условно. Мы играем какие-то роли, считая, что они и есть основное содержание нашей жизни.

Симорон предлагает образ жизни, основанный на выходе из любых игр. Так сказать, играя, освобождаться от игровой зависимости. А в качестве «побочного эффекта» наше естество, теряя ролевые ограничения, сливается с естеством Вселенной, и тогда начинают происходить просто волшебные вещи…

Надоевшие маски — в утиль!

Проведем ревизию наших старых масок и игр. Как вам такие: «ломовая лошадь, тянущая на себе всю семью», «старая больная обезьяна», «толстая корова», «начальник-тиран достал», «муж меня не ценит, не понимает», «все мужики — сво…», «есть мнение мое и неправильное», «дети от рук отбились», «какой ужас творится в мире, страшно на улицу выходить (а также пить, есть и дышать)», и т.д. Продолжать? Вам они нравятся? Или чем-то дороги? Нет? Тогда… будем переименовываться!

Это одна из множества техник в Симороне. Я обычно так играю в дороге (например, по пути на работу) или когда должен решиться важный вопрос, а я начинаю зацикливаться на неудачном исходе. Внимательно смотрю на все вокруг и называю себя тем, на чем остановился взгляд: «Я — кот, греющий бока под солнышком», «Я — воздушный шарик в руках малыша», «Я — ворона с большой горбушкой хлеба», «благоухающий цветок», «красивая рубашка на мужском теле», и т.д. Имена могут быть и абстрактными, вроде «желтый кружочек в синюю крапинку», и абсурдными — любыми. Их можно даже рифмовать и напевать (по принципу «что вижу, то пою»). Главное, чтобы сам процесс вас захватил и понравился.

Наступает такой момент, когда начинаешь чувствовать легкость, радость и состояние парения. Все до единой маски вдруг спадают. Остается то, что скрыто в сердцевине каждой личности,— некое начало, управляющее и жизнью человека, и всеми обстоятельствами, окружающими его. Собственно, это состояние и есть то, ради чего стоит играть, используя различные веселые техники и ритуалы.

Когда попадаешь на трассу парения, все остальное складывается само собой, причем наилучшим образом. Летаешь, все успеваешь, глаза светятся — внутренний огонь невозможно скрыть. Клиент, пришедший по важному делу, вдруг начинает читать тебе стихи. И с работы возвращаешься не «загнанной лошадью», а «летящей атласной кобылицей, слушающей ветер, несущий любовь» (из прочитанного клиентом стихотворения).

счастливая женщина

Так — Так — Так…

Помните детскую игру «Горячо — Холодно»? Симоронисты играют в ее вариацию «Так — Так», в которой слово «так» — это знак поддержки: «Да, хорошо! Ты движешься в нужном направлении!». Правила знакомы всем: один играющий выходит за дверь, а остальные прячут некий предмет. Задача — его найти. Игрок делает шаги, и если они в нужном направлении, все говорят ему: «Тааак». Чем он ближе, тем «Таков» больше. Если он движется не в том направлении, знаков поддержки нет, просто молчание. Кстати, положительные подкрепления намного более эффективны, чем отрицательные.

Вот такой диалог можно услышать в среде Волшебников:

— Я вчера за шесть «Таков» утихомирила пьяных соседей.

— А я за четыре «Така» ребенка спать уложила.

Игра эта хороша тем, что можно играть в нее в любом возрасте и в любой компании, даже в компании «Я и Вселенная».

Если вы осознали, что у вас что-то пошло не так, все не клеится и давно не происходит ничего хорошего, немедленно остановитесь, посмотрите вокруг и сознательно начинайте искать хоть что-то, на что вам приятно смотреть. Нашли — скажите вслух этому: «Так!». Не останавливайтесь. Продолжайте в том же духе. Ваша Вселенная непостижимым образом начинает двигаться в нужном вам направлении. Если честно, \я не перестаю этому удивляться!

Автор: Надежда Новикова, психолог.