Меняем «сюжет» своей жизни. Рассказ психолога
— Ты в чудеса веришь?
— Да как сказать…
— А они в тебя верят. Не подведи их…
Мой давний студенческий друг, ныне профессор, напрявляясь на конференцию в Польшу, проездом оказался в моем родном городе. Видимся мы редко, поэтому встретится очень хотелось. Созвонились, произошел такой диалог:
— Я в посольстве застрял как минимум часа на 2-3, здесь очередь огромная.
— Ну, знаешь ли, в жизни все может быть, так что даю тебе и твоей очереди 15 минут. У тебя есть с собой карамелька? Положи ее в рот, рассосешь… очередь.
Через 15 минут звонит телефон. Слышу изумленный голос друга:
— Я в шоке! Выполнил твою инструкцию. Вдруг стали происходить какие-то передвижения по кабинетам. В результате передо мной оказался в очереди один человек. Так что я уже зашел и вышел! Как ты это сделала?!
— Это не я сделала, а ты. Всего на минутку ты допустил, что возможно все, что угодно, отвлекся от текущей ситуации и своего представления о ее дальнейшем малоприятном развитии. Дал ей шанс измениться.
Кто-то скажет — совпадение. А я так не думаю. В моей «копилке» собралось огромное количество невероятных, просто волшебных историй, которые действительно происходили со мной и другими людьми.
Каждый раз, когда ты плачешь, ты мог бы смеяться. Выбор за тобой.
Энди УорхолТолько тот, кто предпринимает абсурдные попытки, сможет достичь невозможного.
Альберт ЭйнштейнЕсть два способа прожить жизнь: или так, будто чудес не бывает, или так, будто вся жизнь — чудо.
Альберт Эйнштейн
Жизнь — игра
Помните незамысловатые детские игры, в которые можно было играть всей семьей? Например, «ходилки». Раскладываешь на столе изображенное на большом листе игровое поле, кидаешь игральные кости и продвигаешь фишку согласно выпавшему числу. Помню, будучи в семье самой младшей, я всегда сердилась и обижалась, едва начинала отставать от других игроков. В таких случаях мама говорила мне: «Ну зачем так огорчаться? Это всего лишь игра. Ты же не корову проигрываешь!» (Смешная фраза, наверное, поэтому и запомнилась.)
С годами, когда в игре под названием «Жизнь» выпадал пропуск хода или неожиданно отбрасывало далеко назад, я говорила себе: «Стоит ли огорчаться? Ты же не корову проигрываешь!».
Пока человек не достиг конечного пункта своей Игры, он всегда может сделать другой выбор и следующий ход. И если уж играть, то делать это нужно легко и весело. Мне повезло. Однажды на книжном рынке я нашла две книжечки из Курса начинающего волшебника — «Учебник везения» и «Технология успеха». Это было так необычно и так близко мне по духу, что я сразу поехала в Москву — познакомиться с авторами книг и попасть к ним на тренинг. С тех пор Симорон — моя любимая игра по жизни, которая не дает раскиснуть и загрустить.
Откуда взялся Симорон и «с чем его едят»?
Началось это в 1988 году, в Киеве, в Русском драматическом театре им.Леси Украинки, режиссером которого был Петр Терентьевич Бурлан.
Чтобы побороть страх перед сценой, мешающий молодым актерам раскрыться, обрести состояние творческого куража, уверенности в себе, Петр Терентьевич придумал целую систему упражнений. Эти техники помогали актерам войти в состояние творческого полета; состояние, в котором человек абсолютно свободен, ему все удается, где нет и намека на страхи и комплексы.
На эти занятия потянулись другие люди. Они легко и непринужденно расставались со своими проблемами, комплексами и начинали жить качественно новой жизнью.
«Симорон» — ничего не означающее, просто придуманное Петром Бурланом слово, которым он назвал свой игровой психологический тренинг, позволяющий раскрыть врожденную гениальность каждого человека. (Сегодня школа П. Бурлана носит название «Бурлан-до», чем и отличается от появившихся впоследствии аналогичных направлений.)
Шествие Симорона «по городам и весям» началось после выхода в свет книг, упомянутых выше и написанных учениками Бурлана,— В. Гуранговым и В. Долоховым. Система оказалась живой, саморазвивающейся. Новые техники и ритуалы всякий раз рождаются на тренингах под взрывы хохота. И, вопреки их кажущейся несерьезности и абсурдности, они непостижимым образом работают. А может быть, не вопреки, а благодаря?..
Весь мир — театр…
Главная идея заключается в том, что именно человек — автор «произведений», которые его окружают. Согласитесь: та ситуация, в которой каждый из нас сейчас находится, есть результат цепочки последовательно сделанных нами выборов. Если я принимаю, что Я — действительно Автор всего этого «безобразия», то могу позволить себе поменять сюжет и декорации своей жизни.
Шекспир сказал: «Весь мир — театр, а люди в нем — актеры». Вы когда-нибудь задумывались, откуда берется легкость, с которой актер на сцене «жонглирует» образами? Ответ на поверхности: это условность, игра. Что происходит с нами? Мы слишком серьезно относимся к своим убеждениям и ценностям, которые, может быть, вовсе даже не наши, а достались нам в наследство от семьи, культурных традиций нашей страны, суммы прочитанных книг и т.д., и т.п. Мы готовы биться за них насмерть и забываем, насколько все это условно. Мы играем какие-то роли, считая, что они и есть основное содержание нашей жизни.
Симорон предлагает образ жизни, основанный на выходе из любых игр. Так сказать, играя, освобождаться от игровой зависимости. А в качестве «побочного эффекта» наше естество, теряя ролевые ограничения, сливается с естеством Вселенной, и тогда начинают происходить просто волшебные вещи…
Надоевшие маски — в утиль!
Проведем ревизию наших старых масок и игр. Как вам такие: «ломовая лошадь, тянущая на себе всю семью», «старая больная обезьяна», «толстая корова», «начальник-тиран достал», «муж меня не ценит, не понимает», «все мужики — сво…», «есть мнение мое и неправильное», «дети от рук отбились», «какой ужас творится в мире, страшно на улицу выходить (а также пить, есть и дышать)», и т.д. Продолжать? Вам они нравятся? Или чем-то дороги? Нет? Тогда… будем переименовываться!
Это одна из множества техник в Симороне. Я обычно так играю в дороге (например, по пути на работу) или когда должен решиться важный вопрос, а я начинаю зацикливаться на неудачном исходе. Внимательно смотрю на все вокруг и называю себя тем, на чем остановился взгляд: «Я — кот, греющий бока под солнышком», «Я — воздушный шарик в руках малыша», «Я — ворона с большой горбушкой хлеба», «благоухающий цветок», «красивая рубашка на мужском теле», и т.д. Имена могут быть и абстрактными, вроде «желтый кружочек в синюю крапинку», и абсурдными — любыми. Их можно даже рифмовать и напевать (по принципу «что вижу, то пою»). Главное, чтобы сам процесс вас захватил и понравился.
Наступает такой момент, когда начинаешь чувствовать легкость, радость и состояние парения. Все до единой маски вдруг спадают. Остается то, что скрыто в сердцевине каждой личности,— некое начало, управляющее и жизнью человека, и всеми обстоятельствами, окружающими его. Собственно, это состояние и есть то, ради чего стоит играть, используя различные веселые техники и ритуалы.
Когда попадаешь на трассу парения, все остальное складывается само собой, причем наилучшим образом. Летаешь, все успеваешь, глаза светятся — внутренний огонь невозможно скрыть. Клиент, пришедший по важному делу, вдруг начинает читать тебе стихи. И с работы возвращаешься не «загнанной лошадью», а «летящей атласной кобылицей, слушающей ветер, несущий любовь» (из прочитанного клиентом стихотворения).
Так — Так — Так…
Помните детскую игру «Горячо — Холодно»? Симоронисты играют в ее вариацию «Так — Так», в которой слово «так» — это знак поддержки: «Да, хорошо! Ты движешься в нужном направлении!». Правила знакомы всем: один играющий выходит за дверь, а остальные прячут некий предмет. Задача — его найти. Игрок делает шаги, и если они в нужном направлении, все говорят ему: «Тааак». Чем он ближе, тем «Таков» больше. Если он движется не в том направлении, знаков поддержки нет, просто молчание. Кстати, положительные подкрепления намного более эффективны, чем отрицательные.
Вот такой диалог можно услышать в среде Волшебников:
— Я вчера за шесть «Таков» утихомирила пьяных соседей.
— А я за четыре «Така» ребенка спать уложила.
Игра эта хороша тем, что можно играть в нее в любом возрасте и в любой компании, даже в компании «Я и Вселенная».
Если вы осознали, что у вас что-то пошло не так, все не клеится и давно не происходит ничего хорошего, немедленно остановитесь, посмотрите вокруг и сознательно начинайте искать хоть что-то, на что вам приятно смотреть. Нашли — скажите вслух этому: «Так!». Не останавливайтесь. Продолжайте в том же духе. Ваша Вселенная непостижимым образом начинает двигаться в нужном вам направлении. Если честно, \я не перестаю этому удивляться!
Автор: Надежда Новикова, психолог.